Войти на сайт
Логин:
Пароль:
Регистрация  :  Пароль?  :  Закрыть
Главная Контакты Реклама на сайте Подписаться RSS

Система охлаждения

Опубликовано : 30-01-2012, 16:34 | Категория: Основные части автомобиля   
(голосов:)
Система охлаждения предназначена для поддержания оптимального теплового режима при работе двигателя, для отопления пассажирских кабин автомобиля. В настоящее время на автомобилях применяется воздушное или жидкостное охлаждение (наиболее распространено).

Воздушное охлаждение обеспечивается многолопастным обдувочным вентилятором, который прогоняет поток воздуха через ребра поверхности блока и головки цилиндров. Хотя воздушное охлаждение не требует наличия многих деталей (радиаторов, насосов и прочих, связанных с ними и предназначенных для охлаждения), оно применяется достаточно редко, так как для отвода излишней теплоты требуется значительная мощность для приведения вентилятора в действие и, кроме того, в данном случае невозможен обогрев холодного двигателя горячей водой, что затрудняет его запуск зимой.

Жидкостное охлаждение закрытого типа с принудительной циркуляцией можно встретить на большинстве автомобилей. В качестве охлаждающей жидкости используются вода или антифризы (этиленгликолевые смеси, тосолы, представляют собой разбавленный водой в определенной пропорции этиленгликоль). Охлаждение закрытого типа не предполагает непосредственного сообщения системы с атмосферой (сообщение с атмосферой происходит через пароотводную трубку), что повышает температуру кипения воды до 109-112°С, уменьшает ее испарение. Циркуляцию жидкости в системе обеспечивает насос, который приводится в действие вращением коленчатого вала (шкив насоса соединен со шкивом вала клиноременной передачей). Охлаждающая жидкость поступает через патрубок в верхний бачок радиатора. Затем при движении жидкости по радиатору от верхнего бачка к нижнему происходит ее охлаждение потоком воздуха (при движении) и вентилятором. После охлаждения жидкость через нижний патрубок с помощью насоса подается в рубашку охлаждения блока и головки цилиндров.

Циркуляция жидкости происходит по большому кругу (при нормальном тепловом режиме работы двигателя) или по малому кругу (при пуске и работе холодного двигателя жидкость минует радиатор).

Температура жидкости в системе охлаждения должны быть равной 75-80°С (на входе в водяную рубашку) и 85-95 °С (на выходе из рубашки). Она контролируется специальными дистанционными магнитоэлектрическими термометрами.

На рисунке представлена система охлаждения двигателя ЗМЗ-4021.

К основным приборам системы охлаждения относятся насос, вентилятор, вязкостная муфта, термостат, радиатор.

Система охлаждения

Насос (жидкостный) предназначен для создания принудительной циркуляции жидкости в системе охлаждения, обеспечения равномерного охлаждения двигателя, не позволяет возникать воздушным пробкам. Он находится в передней части блока цилиндров, приводится в действие от вращения коленчатого вала (через клиноременную передачу).

Основными частями насоса являются: корпус, вал, крыльчатка (изготавливается из пластмассы – волокнита, а ее ступицы – из стали), самоуплотняющийся (самоподжимный) сальник, состоящий из резиновой манжеты, уплотнительной шайбы и прижимающей ее пружины.

Система охлаждения

Вентилятор предназначен для увеличения скорости потока воздуха, который проходит через радиатор. Вентилятор размещен на том же валу, что и жидкостный насос. Количество лопастей (изготавливаются из пластмассы или стали) вентилятора может быть равным 4, 5, 6. В некоторых двигателях лопасти помещены в диффузор (направляющий кожух), закрепленный на радиаторе (ЗМЗ, УАЗ).

В двигателях многих автомобилей, например автомобилей ГАЗ-3307, автобус ЛиАЗ-5256, легковых, приводом вентилятора служит клиноременная передача, на некоторых дизелях вентилятор приводится в действие при вращении распределительного вала через систему зубчатых колес. В настоящее время на многих автомобилях ИЖ, ВАЗ устанавливаются электрические вентиляторы.

Для включения вентилятора на дизелях (ЗИЛ-645, КамАЗ-7408) используется вязкостная муфта, установленная в приводе вентилятора. Рабочая полость муфты заполнена жидкостью с большим коэффициентом расширения. На крышке муфты одним концом крепится терморегулятор (биметаллическая спираль), его другой конец прикреплен к поворачивающемуся клапану на оси муфты. Терморегулятор производит включение-отключение муфты в зависимости от температуры воздуха, который обдувает муфту под капотом автомобиля.

На некоторых дизелях КамАЗ крутящий момент от коленчатого вала к вентилятору передается гидромуфтой, термосиловой датчик которой реагирует на тепловой режим двигателя.

Термостат предназначен для автоматического поддержания устойчивого теплового режима двигателя, для ускорения прогрева холодного двигателя. Существуют термостаты с твердым (наиболее распространены) и жидкостным наполнителем баллончика. Твердым наполнителем служит активная масса – смесь нефтяного воска (церезита) и медного порошка.

Термостат работает как клапан, который реагирует на количество жидкости, проходящей через радиатор. При температуре охлаждающей жидкости ниже 68°С клапан термостата находится в закрытом состоянии и жидкость через радиатор не проходит (через пропускной клапан поступает в жидкостный насос). При повышении температуры (выше 68-72°С) активная масса в баллончике начинает плавиться, расширяться и перемещать мембрану, закрывающую активную массу. Перемещение мембраны через буфер, шток и рычаг приводит к тому, что начинает открываться клапан термостата. При температуре от 68 до 85 °С термостат изменением положения клапана регулирует количество охлаждающей жидкости, проходящей через радиатор. При температуре (83 ± 2) °С клапан полностью открывается.

Радиатор предназначен для передачи теплоты от охлаждающей жидкости окружающему воздуху. Радиатор крепится к раме автомобиля на резиновых подушках (для уменьшения вибраций). Он состоит из двух бачков: верхнего и нижнего, и сердцевины (трубчато-пластинчатая или трубчато-ленточная), поверхность которой обдувается воздухом, что обеспечивает отвод теплоты. К нижнему бачку припаяны две соединенные пластиной стойки.

Горловина радиатора с пароотводной трубкой закрыта пробкой, для герметичности закрытия используется пружина и шайба. На некоторых радиаторах имеются створки-жалюзи (набор узких пластин) для регулирования количества проходящего воздуха.

Паровой клапан, расположенный в пробке, открывается в разных двигателя при разном избыточном давлении, например 0,1 МПа (ЗИЛ-508) или 0,045-0,055 МПа, и позволяет пару и жидкости поступать в пароотводную трубку. После выхода пара образуется разряжение и при понижении давления на 0,01 МПа открывается воздушный клапан, не позволяя деформироваться верхнему бачку радиатора.

Система охлаждения

В случае, когда охлаждающая жидкость – антифриз, в системе охлаждения имеется расширительный (компенсационный) бачок, который позволяет поддерживать постоянный объем жидкости.

Кроме указанного в систему охлаждения входит пусковой нагреватель (предпусковой подогреватель), предназначенный для облегчения пуска в холодное время. С помощью него происходит прогрев блока и голоски цилиндров, поддона картера. Нагреватель работает на том же топливе, что и сам автомобиль.

Нагреватель работает следующим образом: самотеком в котел нагревателя (в его камеру сгорания) подается топливо, вода (1,5-2 л) и воздух (вентилятором по шлангу). Воспламенение получившейся горючей смеси сначала происходит от дистанционно включаемой свечи, а затем от горящей смеси. Через 1-2 минуты после начала работы в котел еще добавляется вода (6-8 л). Нагретая вода затем поступает в рубашку охлаждения цилиндров (через трубопровод и патрубки) и прогревает двигатель.

После прогрева пусковой рукояткой несколько раз проворачивают коленчатый вал (если вращение свободное, значит, двигатель можно запускать стартером).

Пожожие новости
Компрессор предназначен для подачи в пневматическую систему сжатого воздуха. На многих грузовых автомобилях (МАЗ, ЗИЛ)
Системы впрыскивания топлива предназначены для устранения неравномерности распределения состава горючей смеси по объему цилиндров
Смазочная система предназначена для уменьшения износа трущихся поверхностей деталей двигателя, уменьшения механических потерь на
Комментарии